Рельсы — это стальные профилированные прокатные изделия в виде полос, это элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею.
Рельсы предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов, вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.
В России рельсы производят КМК и НТМК. ГОСТ Р 51685-2000 на рельсы железнодорожные предусматривает виды рельс Р43, Р50, Р65 и РП65 , по категориям качества предусматриваются рельсы
В новом ГОСТе введен специальный рельс Р65К для укладки в наружные рельсовые нити кривых участков пути. Основное их отличие заключается в очертаниях головки. Боковые грани ее в верхней части имеют уклон 3,5:10, что уменьшает интенсивность бокового износа рельсов. К рельсам предъявляется ряд требований:
Готовые рельсы на заводе подлежат приемке, сплошному дефектоскопированию и клеймению.
На шейке вдоль оси каждого рельса (на той же стороне, где выкатаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии номер плавки в 2-б местах по длине рельса на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (номер плавки рельсов 1 группы должен начинаться с буквы П); обозначение порядкового номера рельса.
Клейма, наносимые на шейку горячего рельса, должны быть высотой 12 мм и углублены в тело на 0,8…1,5 мм. Расстояние между знаками должно быть 20…40 мм.
По мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, дефекты и т. д.
В настоящее время рельсы и колеса для подвижного состава железнодорожного транспорта изготавливаются из высокоуглеродистых перлитных сталей одного и того же класса с близким химическим составом частично на одном и том же, или на близких друг к другу металлургических предприятиях. Подавляющее большинство рельсов в процессе эксплуатации выходят из строя преимущественно из-за износа, смятия и усталости.
В результате многолетней работы проводимой ОАО «РЖД» по отношению к металлургическим предприятиям производящим рельсы, качество последних неуклонно повышается. В последние годы практически завершена реконструкция сталеплавильного производства на Нижнетагильском металлургическом комбинате и активно проводится модернизация производства на Новокузнецком металлургическом комбинате. Это позволило обоим предприятиям начиная с 2000 года полностью перейти на выпуск рельсов нового поколения по качеству стали, которая имеет отличия от рельсовой стали конца 90-х годов по следующим показателям:
13 лет работы по ГОСТ Р 51685-2000 показали, что оба металлургических комбината успешно освоили выпуск рельсов категории Т1, а так же промежуточных между Т1 и В рельсов повышенной прямолинейности для скоростного совмещенного движения (СС), низкотемпературной надежности (НК и НЭ), а так же повышенной износостойкости и контактной выносливости (ИЭ и ИК), выпускаемых по специальным техническим условиям.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, сравнение качества российских рельсов производства НТМК и НКМК с зарубежными образцами, показывает лидерство зарубежных образцов. Проведенные исследования показали, что 80%-ный ресурс наиболее представительных партий отечественного производства был равен 500 млн т пропущенного груза брутто. В этих же условиях эксплуатации, рельсы производства Японии и Франции показали ресурс 1000 млн.т груза брутто.
Общая ежегодная потребность в рельсах для сети железных дорог РФ составляет по оценкам около 600 тысяч тонн, а ежегодная потребность в рельсах категории В составляет около 400 тысяч тонн. Потребность в железнодорожных рельсах длиной 25 м и более составляет 90 % от общего объема поставок. Реализация всех намеченных металлургами и железнодорожниками планов позволит довести ресурс рельсов до 1000—1500 млн.т груза в прямых и до 300—700 млн.т в кривых участках пути.
Рельсы являются главнейшим элементом верхнего строения пути. Они предназначены:
В настоящем стандарте применяют следующий термин с соответствующим определением: «Рельсы промышленные, имеющие потребительские качества, удовлетворяющие условиям эксплуатации на железнодорожных технологических путях предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства».
Стандартными и общепринятыми рельсами на всех дорогах мира являются рельсы широкоподошвенные.
Широкоподошвенный рельс состоит из трёх основных частей:
Типы рельсов
Рельсы подразделяют:
для типа рельса Р-43 Р-50 Р-65 РП-65 Высота рельса 140 152 180 181 Высота шейки 71 83 105 105 Ширина головки 70 72 75 75 Ширина подошвы 114 132 150 150 Толщина шейки 14 16 18 18
На сети дорог завершен переход к рельсам длиной 25 м не только прокатом новых на заводе, но и сваркой старогодных рельсов по длине 25 м. Рельсы прежней стандартной длины 12,5 м используют только как уравнительные на бесстыковом пути, при укладке стрелочных переводов и как инвентарные при сборке путевой решётки с железобетонными шпалами с последующей заменой их бесстыковыми рельсовыми плетями. Для укладки на внутренней нити кривых изготовляют укороченные рельсы длиной 24,84 и 24,92 м при 25-метровых рельсах и 12,42 и 12,46 12,5-метровых, а для бесстыкового пути — ещё и 12,38 м. Выпускаемые рельсы имеют круглые отверстия для болтов, такая форма выбрана по условиям увеличения прочности рельсов и упрощения технологии изготовления. Болтовые отверстия на концах рельсов просверливают перпендикулярно к вертикальной продольной плоскости рельсов; заусенцы и наплывы металла у болтовых отверстий и на торцах рельсов удаляют зачисткой. Предусмотрено снятие фаски глубиной 1…1,5 мм на кромках болтовых отверстий и по нижним кромкам головки рельсов. Концы рельсов должны быть отфрезерованы перпендикулярно продольной оси рельса; перекос торцов не должен быть более 1,0 мм при измерении в любом направлении. Расстояние от торца рельса до первого отверстия у рельсов Р65 равно 96 мм, между осями первого и второго отверстия — 220 мм и от оси второго до оси третьего — 130 мм; у рельсов Р50 эти расстояния составляют соответственно 66, 150 и 140 мм. Все эти расстояния имеют допуски +1 мм. Все новые рельсы маркируются на заводах, что обеспечивает контроль за качеством рельсов при их изготовлении и эксплуатации. Заводская маркировка рельсов делается постоянной (клеймение) и временной (красками).
На одной стороне, на средней линии шейки вдоль каждого рельса выкатываются выпуклые (не менее 1 мм) с плавным переходом к поверхности шейки цифры и буквы высотой от 30 до 40 мм в следующем порядке:
На шейке вдоль оси каждого рельса (на той же стороне, где вы катаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии номер планки в 2—б местах по длине рельса на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (номер плавки рельсов 1 группы должен начинаться с буквы П); обозначение порядкового номера рельса. Клейма, наносимые на шейку горячего рельса, должны быть вы сотой 12 мм и углублены в тело на 0,8…1,5 мм. Расстояние между знаками должно быть 20…40 мм. По окончании отделки рельсов на один торец рельса клеймением наносят:
Для указания особенностей каждого рельса делают дополнительную маркировку рельсов красками. На принятые рельсы 1 сорта наносится маркировка обводкой приёмочных клейм по контуру головки несмываемой краской: голубого цвета у рельсов группы 1; белого цвета у рельсов группы II. Рельсы I класса обозначаются в верхней четверти рельса поперечной полосой фисташкового цвета, II класса — поперечной желтой полосой. На рельсах дополнительно указывается закалка. Вдоль «сырого» рельса на головке на расстоянии около 0,5 м от торца наносится полоса шириной около 20 мм голубого (рельсы I группы) или белого (рельсы II группы) цвета. Закалённый рельс обозначается вдоль рельса на расстоянии около 1 м от торца на шейке поперечной полосой шириной около 20 мм фисташкового цвета, а также вдавленным кольцом диаметром 15.. .20 мм на шейке с обозначением номера плавки. Рельсы I сорта в торце имеют закрашенную половину шейки и нижнюю часть подошвы красным («сырой» рельс) или зеленым («закаленный» рельс). На обоих торцах головки рельсов, не соответствующих требованиям стандарта, выбивается по три керна, а торцы их закрашиваются тёмно-синей несмываемой краской.
Маркировка снимаемых с пути старогодных рельсов делается белой краской на шейке рельса, обращенной внутрь колеи, на расстоянии около 1 м от левого стыка или торца (при нахождении человека внутри колеи лицом к маркируемому рельсу). Зимой может производиться временная маркировка мелом с последующим её возобновлением масляной краской. Маркировка состоит из знаков, определяющих группу годности рельсов. Рельсы I группы отмечаются одной вертикальной линией, группы II двумя линиями, III группы — тремя линиями, группы IV — тремя косыми крестами. На рельсах, подлежащих ремонту перед повторной укладкой в путь, дополнительно ставится знак тире и буква Р.
Примеры условного обозначения рельсов:
Рельсы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Рельсы изготовляют из спокойной стали мартеновского, конверторного или электропечного производства.
Крановые рельс КР70 применяются при прокладке подкрановых путей, необходимых для работы подъёмных кранов. ГОСТ 4121-76
Крановые рельс КР80 применяются при прокладке подкрановых путей, необходимых для работы подъёмных кранов. ГОСТ 4121-76
Крановые рельс КР100 применяются при прокладке подкрановых путей, необходимых для работы подъёмных кранов. ГОСТ 4121-96.
Крановые рельс КР100 структурно имеют широкую опорную плоскость, а также стенку повышенной толщины. Рельс КР100 крепятся к подкрановым балкам, после чего укладываются на подготовленные основания. Концы данных рельсов всегда ровно обрезаны.
Мерная длина рельсов: 12,0; 11,5; 11,0; 10,5; 10,0; 9,5 и 9,0 метров, а немерная длина колеблется от 4 до 12 метров.
Основные характеристики рельсов КР100:
По договоренности заказчика и производителя возможен выпуск рельсов самой различной длины. Точную длину рельсов оговаривают в конкретном заказе. Обозначение крановых рельсов КР100 по точности проката – обычная (А) и повышенная (Б). Возможно изготовление крановых рельсов КР100 как без болтовых отверстий, так и с ними.
Рельсы крановые КР120 используются при прокладывании подкрановых путей, необходимых для нормального функционирования кранов различной конструкции. Рельсы КР120 имеют головку скругленной формы и производятся из стали высокоуглеродистой марки К63 (согласно ГОСТ 4121-96).
Рельс КР120 прямолинейны. Допускается незначительная кривизна в горизонтальной плоскости (не более 0,08% от длины), а также по вертикальной плоскости (не более 0,06% от длины). Кривизна крановых рельсов КР80 рельсов не превышает 2 мм как в вертикальной плоскости, так и в горизонтальной. При этом перпендикулярность торцевых плоскостей к продольной оси не превышает 5 мм. Отсутствуют заусеницы с размером более 4 мм. Концы рельсов ровно обрезаны.
Основные технические характеристики крановых рельсов КР120:
Мерная длина рельсов КР120 – от 12 до 9 метров. Немерная длина - от 12 до 4 метров. Рельсы КР120 имеют более толстую стенку и широкую опорную плоскость по сравнению с обычными рельсами, что гарантирует равномерную передачу давления колес на пояс подкрановой балки. ГОСТ 4121-76
Рельс КР140
Рельсы производятся следующих длин:
По согласованию производителя с потребителем крановые рельсы также могут изготовляться и другой длины – в зависимости от индивидуальных потребностей и технических условий. Степень точности прокатки может быть обычной (А) и повышенной (Б). Рельсы производятся без болтовых отверстий. При этом по согласованию производителя с потребителем рельсы могут быть изготовлены с отверстиями на обоих концах или одном конце. Крановые рельсы производятся исключительно из углеродистой стали марки 63. ГОСТ 4121-76
Рельс типа КР70
Рельс трамвайный Т62 ГОСТ 21174-75 рельсы трамвайные Т 62 Т58 Т62 ТВ60 Длина мерная L= 12.5 метров 10.6м немера немерная н.д. от 10.5м до 12.49м или от 18.7м до 24.9м.
Рельсы железнодорожные Р-18 ГОСТ 6368-82 предназначены для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт.
Узкоколейные железнодорожные пути подразделяются на:
Особенности рельсов Р-18:
Рельсы Р-24
Рельсы железнодорожные Р-24 ГОСТ 6368-82 предназначены для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт.
Узкоколейные железнодорожные пути подразделяются на:
Особенности рельсов Р-24:
Рельсы Р-33
Рельсы железнодорожные Р-33 ТУ 14-2-297-78 предназначены для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт.
Узкоколейные железнодорожные пути подразделяются на:
Особенности рельсов Р-33:
Рельсы Р-43
Рельсы железнодорожные Р-43 ГОСТ Р 51685-2000 предназначены для звеньевого и безстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов.
Особенности рельсов Р-43 ГОСТ Р 51685-2000:
Рельс типа Р18
Рельс типа Р24
Рельс типа Р33
Рельс типа Р43